«Готовых музыкантов с актёрским образованием нет». Интервью с создателем первого в мире танцующего оркестра.
Пообщались с продюсером и основателем первого в мире танцующего симфонического оркестра Concord Orchestra о том, как появился коллектив, о чём будет новое шоу и как его участникам удаётся играть на музыкальных инструментах и танцевать одновременно.
Исполнение композиций на память, танцы с инструментами, использование высоких технологий и максимальный контакт со зрителем — это выступление Concord Orchestra. Первый в мире танцующий симфонический оркестр объединяет множество элементов, чтобы показать зрителям, на что способны музыканты-виртуозы.
В последний зимний день, 28 февраля, коллектив выступит в Омске с программой «Человек будущего» (6+). Зрители услышат в современных оркестровых аранжировках композиции легендарных мировых рок-групп: Metallica, Linkin Park, Nightwish, Muse, Queen и многих других.
Нам удалось связаться с продюсером и основателем коллектива Алексеем Богдановым, чтобы подробнее расспросить о программе, умении музыкантов выходить за рамки консервативных выступлений и выяснить, о чём будет их новое шоу.
— Алексей, каждое ваше выступление — это настоящее искусство, в котором танец раскрывает целую историю. Например, на одном из концертов вы показали, как главный герой пожертвовал своим личным счастьем ради общего блага. Интересно, о чём будет «Человек будущего»?
— В каждом из нас живёт и человек, и машина. Человек чувствует и любит. Машина подчиняется и выполняет. Новое шоу «Симфонические рок-хиты» с программой «Человек будущего» посвящено выбору между живым, эмоциональным человеком и идеальным, но при этом безэмоциональным роботом. Шоу интерактивное, и этот вопрос мы задаём себе и каждому зрителю в зале. От выбора решения зрителей зависит финал. При этом интрига сохраняется на протяжении всего выступления.
— В списке композиций, которые будут звучать во время концерта, есть те, что были выпущены более 15 лет назад. Как вы думаете, почему эти треки до сих пор вызывают сильные эмоции у любителей тяжёлой музыки?
— Всё очень просто: эти композиции мы слышали в детстве и юности. Конечно, они произвели яркие впечатления и навсегда остались в памяти. Поэтому и сейчас они вызывают эмоции и переносят нас в прошлое.
— Вы позиционируете себя как танцующий оркестр. Расскажите, как вам пришла идея создать коллектив, который не только виртуозно исполняет музыку, но и завораживает зрителей своими движениями на сцене?
— Я ставил перед собой задачу создать что-то новое, яркое и непохожее на другие проекты. Долго экспериментировал с различными формами и искал свой путь. Для ярких шоу нужна максимальная вовлечённость музыкантов на сцене, они должны стать артистами и проживать свою роль. Чтобы реализовать это в симфоническом оркестре, пришлось сломать большое количество стереотипов. Идея создать танцующий симфонический оркестр пришла мгновенно. На одном из концертов я убрал стулья, а затем и пюпитры. После этого наши концерты наполнились драйвом, эмоциями, и затем началось стремительное развитие Concord Orchestra.
— Музыканты оркестра не пользуются нотами. Скажите, сколько времени требуется, чтобы тщательно отрепетировать один номер: исполнить композицию и поставить танец?
— Постановка номеров и всего шоу — это очень длительный процесс, в котором приходится находить решения огромного количества вопросов. Номер можно поставить за одну репетицию. Но от идеи до воплощения шоу на сцене требуется примерно 2-3 года.
— Каждое шоу оркестра — это театральное действие с многоуровневыми декорациями, оригинальными костюмами, световыми и спецэффектами. Сколько человек в вашей команде?
— В команде работают 20 человек, увлечённых общей идеей. Случайных людей здесь нет. Каждый профессионал в своём деле, а также ещё выполняет дополнительные функции. В моменты постановок команда увеличивается до 40 человек.
— Как вы отбираете музыкантов в свою команду? Какими качествами должен обладать человек, чтобы без труда отказаться от традиционного способа выступления (как этому учат в консерваториях) и свободно выражать свои эмоции не только через игру на музыкальном инструменте, но и в танце?
— Concord Orchestra — это своеобразная академия и кузница кадров. Готовых танцующих музыкантов с актёрским образованием, конечно же, нет. Этому не учат в консерватории или музыкальной школе. Поэтому нам приходится самостоятельно развивать навыки музыкантов, обучать актёрскому мастерству и танцам. Для этого мы много репетируем с хореографами и режиссёрами. Самое главное при отборе — музыкант должен хотеть участвовать и развиваться в нашем оркестре. Дух свободы на сцене и самовыражения захватывает, а далее — дело времени и техники.
— На вашем сайте указано, что предстоящий концерт не только перенесёт зрителей в прошлое, где были созданы легендарные хиты, но и отправит в будущее. Расскажите, что ждёт зрителей? Какая «телепортация»?
— Сюжет переносит нас в 2049 год, когда внедрение компьютерных систем в тело человека и технологии по пересадке искусственного интеллекта в человеческий мозг станут обычным делом. Это откроет больше возможностей для людей. Мы фантазируем и на время шоу перемещаемся в это будущее.
— Вы уже не первый раз выступаете с программой, состоящей из рок-хитов, но каждый раз список композиций отличается. По какому принципу вы отбираете песни?
— В репертуаре оркестра уже более ста легендарных рок-хитов. Это композиции, которые любят и слушают более 40 лет. В каждой программе нашего шоу 20 композиций. От каждой группы по одной. Таким образом вы сможете побывать на концертах любимых рок-групп одновременно.
— Советуетесь ли вы с музыкантами по каким-либо вопросам, когда готовите новую программу? За кем последнее слово перед выпуском шоу?
— Задача продюсера — создавать шоу. Запустить процесс взаимопроникающих связей между сюжетом, музыкой, светом, хореографией, костюмами, декорациями. В наших программах я рассказываю моё личное отношение к происходящему. Я сам задаю себе эти вопросы, и затем они появляются в шоу. Задача музыкантов — исполнить готовую программу.
— Оркестр — это большой слаженный механизм. Интересно, как вы поступаете, если один из музыкантов заболевает во время тура? Быстро ли находится замена? Или есть второй состав?
— Музыканты оркестра стараются поддерживать хорошую физическую форму и практически не болеть. Наша задача — всегда показывать отличное шоу в каждом городе. Это настраивает на результат.
— Судя по расписанию ваших выступлений, у вас почти каждый день концерты в разных городах. Поделитесь, пожалуйста, своим секретом: как вам удаётся сохранять форму и оставаться энергичными при таком плотном графике?
— Мы проводим огромные гастрольные туры по всей России. Продолжительность тура — 3 месяца, за которые мы успеваем показать наше шоу в 70 городах. Хорошая физическая активность, грамотная логистика, позитивное отношение и драйв на сцене — это залог успеха и здоровья.
— И напоследок — есть ли у оркестра песня, которую ему очень хочется сыграть, но пока не получается включить в программу?
— Шоу выверено до мелочей. Репертуар подбирается очень разносторонний, так как наша задача — охватить как можно больше различных групп и эпох. Очень приятно видеть в зале одновременно четыре поколения. Дети приводят своих родителей или родители приводят своих детей и внуков. Однако есть музыка, которую хочется сыграть в будущем, — наша авторская. Над ней мы работаем и, надеюсь, что однажды сможем исполнить её для наших любимых зрителей.